bulkinap (bulkinap) wrote,
bulkinap
bulkinap

Базовые понятия педагогики

В теоретическом корпусе любой науки важное место занимает её понятийно-терминологической аппарат, от состояния которого зависят её научный статус и её социальный престиж.
В отечественной педагогике имеются определенные традиции изучения её понятий, восходящие к работам П.Г. Редкина, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, А.Н. Острогорского, В.В. Розанова и др., продолженные в советский период в монографиях Комаровского Б.Б. («Русская педагогическая терминология». М., "Просвещение". 1969) и Кантора И.М. («Педагогическая лексикография и лексикология». М., Просвещение. 1968 и «Понятийно–терминологическая система педагогики. Логико-методологические проблемы». М., Педагогика, 1980).
С началом перестройки советского общества и его демократизацией, созданием РФ в стране сложились все необходимые и достаточные условия для реставрации педагогики как науки (преобразование прежней школы и становление новой, отказ от единомыслия в науке и практике, правовое и законодательное обеспечение новой системы образования на базе Федерального закона 1992 года «Об образовании» и пр.). Ожидаемо интенсифицировались научные исследования и в сфере понятийного аппарата (так, в Екатеринбурге выходят сборники статей "Понятийный аппарат педагогики и образования" (семь выпусков, 1995-2012 гг., авторы – Л.А. Беляева, В.И. Загвязинский, В.С. Леднев, А.М. Лушников, А.Я. Найн и др.); защищались диссертации (Г.Н. Штинова, 1996; Е.А. Кошкина, 1997; И.К. Карапетян, 2000); публиковались статьи в научной периодике (Н.В. Бордовская, А.П. Булкин, М.С. Каган, Н.В. Карлов, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, В.М. Полонский и др.).
Недолго музыка играла… В конце 90-х годов педагогическое сообщество было вовлечено в «дискуссию» о соотношении двух базовых понятий – "воспитания" и "образования": какое из них является системообразующим, основным? Какое из них шире, "первичнее"? Что во что входит?
Моментально сформировались две «школы»: последователей первичности «воспитания» как "смыслообразующей и всеобъемлющей категории педагогики", как "главного, родового понятия..., из которого вырастают видовые категории" (Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. № 1, 1999. – С.12) и приверженцев главенства «образования» (Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. № 3, 2001. – С.7).
Время показало, что целями «дискуссии» педагогических тупоконечников и остроконечников были – восстановление педагогики как идеологической дисциплины; разрушение её теоретических и научных основ; её переориентация на обслуживание и «теоретическое» обоснование административных заказов власть предержащих. И как результат – победили обе партии; проигравшие – образование и педагогика – вступили во времена «разброда и шатаний». Особо пострадал объект «дискуссии» – базовые понятия педагогики и образования:
– окончательно не определен их перечень и количество (от семи до двух). Одни исследователи выделяют семь "основных категорий" – "воспитание", "образование", "обучение", "преподавание", "учение", "педагогическое руководство", "педагогический процесс" (Кантор И.М.); другие – иной набор семи "основных и ведущих категорий": "воспитание, обучение, образование, цель, воспитательная ценность, педагогическая деятельность, целостный педагогический процесс" (Лихачев Б.Т.); третьи – называют четыре "базовые понятия" – образование, воспитание, обучение, развитие (Полонский В.М., Подласый И.П.); четвертые определяют "три фундаментальных категории (или основных понятий педагогики) – "воспитание", "обучение", "образование" (Бордовская Н.В., Реан А.А.); пятые рассуждают о "двух базовых понятиях-категориях педагогической науки" – воспитании и образовании (Журавлев И.И., Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. и др.).
– не определено соотношение, содержание и объем базовых понятий, многие из которых "пересекаются друг с другом, их признаки частично являются общими и поэтому их трудно отделить и расположить иерархически" (Полонский В.М.);
"ошибки и смешения понятий воспитания, обучения и образования … к концу XX века были доведены до предела, за которым наступает уже полная неразбериха и тупиковость любых частных теорий педагогических инноваций" (Пищулин Н.П.).
– не выработан эффективный теоретико-методологический инструментарий их анализа.
Общий итог «дискуссии» подвел один из ее участников: наличное состояние понятийной системы и методология её изучения свидетельствуют: "до сих пор мы не имеем единой понятийно-терминологической системы педагогики и образования, несмотря на то, что в теоретическом плане неоднократно предпринимались попытки упорядочить педагогическую систему, состав и структуру педагогики, проанализировать историю возникновения и развития важнейших понятий" (Педагогика. № 8, 1999. – С. 22).
В то же время, в "дискуссии" имелось рациональное зерно в виде теоретического постулата об "учёте родо-видовых отношений между собственными понятиями педагогики" и "выборе родоначального, системообразующего понятия" (Там же), поскольку "Всякая система не что иное, как расположение различных частей какого-нибудь искусства или науки в известном порядке, в котором они все взаимно поддерживают друг друга и в котором последние части объясняются первыми. Части, содержащие объяснения других частей, называются принципами, и система тем более совершенна, чем меньше число ее принципов; желательно даже, чтобы число их сводилось к одному” (Э. Кондильяк. “Трактат о системах”, 1749).
Как видим, более двух с половиной веков назад французский мыслитель точно и недвусмысленно ориентировал исследователя любой системы на выявление исходного принципа, несущего всю её конструкцию. В нашем случае, таким принципом выступает понятие, выражающее объект педагогики как науки – педагогическую деятельность (подробнее см. мою статью от 24 мая 2016 г. «Потребность в педагогической деятельности» в «Живом журнале» в PREDU (Проблемы современного образования») и в моем блоге bulkinap «Живая педагогика»). В понятийной системе“педагогическая деятельность” выступает, с одной стороны, видовым по отношению к более общему понятию “социализация”, с другой же стороны – родовым, общим по отношению к понятиям “воспитание”, “образование”, “подготовка”. Обучение представляет универсальный механизм реализации педагогической деятельности.
Статья открывает цикл публикаций о базовых понятиях педагогики.
Tags: Булкин, базовые понятия, история педагогики и образования, педагогика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments