bulkinap (bulkinap) wrote,
bulkinap
bulkinap

Базовые понятия - «подготовка» и «образование»

Закономерен вопрос от педагогов: о каком-таком «базовом понятии – подготовка» может идти речь, если в понятийно-терминологическом аппарате педагогики отсутствуют как термин, так и понятие «подготовка»? Действительно, отсутствует. И поэтому – давайте разбираться.
Сам термин – «подготовка» – известен, он однозначен, более того – он широко применяется в повседневной жизни, в литературе, в педагогической практике, в педагогических текстах, в официальных документах по образованию, в системе образования и ее институтах, практически во всех сферах нашей жизни, особенно связанных с профессиональной деятельностью. Значение термина известно каждому и не требует расшифровки.
Понятие «подготовка» (вкупе с «образованием», «воспитанием» и «обучением») составляет сущность педагогического процесса, но не вычленяется как самостоятельное понятие. Напомню педагогам: в истории педагогики то, что составляет цель и содержание «подготовки», относится к образованию – «материальному образованию» (см. мою статью от 20 июня 2016 г. «Образование формальное и образование материальное» в «Живом журнале» в PREDU (Проблемы современного образования») и в моем блоге bulkinap «Живая педагогика», а так же статью от 9 марта 2016 г. «Начало научной педагогики в России – Н.И. Пирогов»).
В.В. Розанов подчеркивал, что цель материального образования – набор знаний («Собственно ум образуемый, человек воспитываемый здесь пренебрежен: как бы предполагается, что его нельзя, или не следует, или не стоит воспитывать. Важно, что он понесет с собою; кто он – это не существенно» (Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – С. 239). Попытки подобрать соответствующий термин материальному образованию предпринимались неоднократно. Так, в свое время Песталоцци вводил термин – «индустриальное образование», но он не получил распространения. В российской практике широко используется терминология, указывающая на профессиональную область или на специализацию учебного заведения, как-то: «политехническое образование», «инженерное образование», «гуманитарное образование», «филологическое образование», «университетское образование» и т.д.
Предлагаю определение понятия «подготовка», сформулированное на основе понятий «воспитание», «образование» и «обучение» (см. проект Закона «Об образовании». Глава 1, статья 2. Основные понятия):
Подготовка – целенаправленный процесс воспитания и обучения человека для выполнения им определенного вида деятельности, а также совокупность приобретаемых им знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в интересах самого человека, семьи, общества, государства.
Сущностные черты и различия в «образовании» и в «подготовке» детерминированы их целями: кого? – в «образования», для чего? – в «подготовке». Цель, процесс и результат «образования» – это становление человека во всех ипостасях его развития, а цель, процесс и результат «подготовки» - это становление человека деятельного, профессионала, специалиста, человека функционирующего, Homo Faber.
Соответственно (по каждому понятию):
- субъект образования – ребенок, подросток, юноша/девушка и совершеннолетний молодой человек; подготовки – взрослый человек;
- содержание образования – это становление характера, ума, чувств, физическое, душевное и духовное развитие, умение и желание учиться, продолжать образование; подготовки – это включение в социальную роль и профессиональную деятельность с присущими именно им чертами характера, ценностной системой, эмоциональными и волевыми, коммуникативными и иными качествами, а также усвоение и воспроизводство комплекса профессиональных знаний, умений и навыков;
- мотивация ученика в образовании – это изменчивая установка, связанная с его возрастными, половыми, социальными, эмоциональными и иными факторами, знание которой помогает учителю в работе; в подготовке – это осознанная и устойчивая установка взрослого человека в получении специальности, повышении квалификации и уровня профессионального мастерства;
- учитель/преподаватель в образовании – это наставник, тьютор, профессиональный педагог, помощник, ученый, исследователь, навигатор, отвечающий за формирование и развитие ученика; в подготовке – профессионал, специалист, мастер, методист, отвечающий за профессиональное обучение учащегося;
- научное обеспечение образования – это педагогика в целом, психология, широкий спектр наук; подготовки – это профессиональная педагогика, педагогика высшей школы, андрогогика, прикладные науки;
- информационное обеспечение образования – это библиотеки, тексты, научные трактаты, учебники и пособия, музеи науки, искусства и культуры, художественная литература, театры и кино, компьютерные и информационные технологии, Интернет; подготовки – это методические разработки, инструкции, законы, документация, учебники и пособия, компьютерные и информационные технологии, Интернет;
- сферы охвата образования – дошкольное и все уровни общеобразовательной школы; подготовки – все уровни профессионального, дополнительного и последипломного обучения и образования.
Принципиальная характеристика образования в том, что оно не имеет утилитарных, прагматических целей, оно не направлено на удовлетворение сиюминутных, текущих потребностей. Институт образования выступает как ресурс накопления знания, интеллекта, культуры – это и ученые мирового уровня, это и фундаментальная наука и исследовательские центры, это и библиотеки и архивы, это и музеи науки, культуры, искусства и прочее, то есть все то, что обеспечивает стратегическое развитие любого общества. Естественно, что образование – это забота и интересы всех – общества, государства, классов, социальных групп, семьи и самого ученика. Институт же подготовки решает тактические задачи и предназначен для удовлетворения текущих потребностей народного хозяйства в специалистах соответствующих профилей.
Итак, «образование» и «подготовка» принципиально различны по целям, месту и функциям в обществе, решаемым задачам, теоретическим, информационным, кадровым, финансовым и иным ресурсам. Образование отвечает на вопрос «кого?» формировать, обучать, воспитывать, развивать, а подготовка – «для чего?». Результат «образования» - это личность, человек во всех ипостасях его развития, а результат «подготовки» - это специалист, профессионал, человек деятельный, человек функционирующий, Homo Faber.
Tags: Булкин, педагогика, подготовка, понятия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments