bulkinap (bulkinap) wrote,
bulkinap
bulkinap

Базовое понятие – "обучение"

Обучение - общая черта живых организмов. Обучение (научение) выступает единственным средством трансляции, сохранения, наследования и приобретения навыков для выживания.
Обучение в мире животных и у человека наполнено различным содержанием и имеет принципиальные отличия: если животное сразу рождается как особь соответствующего вида и обучение лишь запускает генетические механизмы, то человеческий детеныш рождается дважды: первый раз как биологический вид и потенциальный Homo sapiens, а второй раз через обучение, через социальное наследование и адаптацию как существо общественное, как человек разумный; обучение обеспечивает его превращение из “кандидата” в человека.
«Обучать, обучить кого, чему, учить, научать, передавать кому знание, искусство; наставлять, школить, муштровать. Обучают и медведя, а человека всему обучить можно. Обученный повар, не самоучка, бывший в учении, на выучке». «Усваивать науку, ученье, учиться чему. Обученье - действие и состоянье» (Вл. Даль).
Обучение – это универсальный механизм деятельности человека, средство его формирования и развития, единственный путь усвоения им опыта предшествующих поколений, адаптации к среде, включения в систему социальных ролей, присвоения норм, традиций, ценностей и правил жизнедеятельности. Человеческая деятельность включает взаимодополняющие процессы: активное преобразование мира субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет «впитывания» в себя предметного мира (распредмечивание). «Опредмечивание» и «распредмечивание» представляют две стороны одного понятия «обучения» как механизма деятельности.
«При опредмечивании человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем. Благодаря этому предмет становится социальным, культурным или человеческим, по К. Марксу. Опредмечиваясь, сущностные человеческие силы переходят в объекты, в явления культуры. Затем в последующей деятельности происходит их распредмечивание, т.е. раскрытие сущностных человеческих сил, вычерпывание их из предметов, из явлений, объектов, в данном случае – объектов самой деятельности. Так, в познавательной деятельности распредмечивание в основном предназначено для последующего опредмечивания. Трудовая производственная деятельность характеризуется преимущественно опредмечиванием (через предшествующее ему распредмечивание). Общественно-коммуникативная деятельность, определяемая совместной деятельностью как минимум двух человек, реализует внутреннее единство отношений опредмечивания и распредмечивания. Так, в вербальном общении, являющемся формой реализации общественно-коммуникативной деятельности, говорение реализует опредмечивание смысла для его распредмечивания слушателем, тогда как в процессе слушания осуществляется распредмечивание, раскрытие этого смысла, смыслового содержания текста для последующего его опредмечивания» (Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2002. – С.79-80).
В педагогике обучение многогранно, многофункционально, многозначимо:
1. Обучение выступает как базовое понятие (наряду с воспитанием и образованием).
2. Обучение – средство образования и воспитания («Преподавание и учение суть средства образования, когда они свободны, и средства воспитания, когда учение насильственно» - Толстой Л.Н.).
3. Теория обучения (дидактика) – наиболее разработанная часть педагогики. Более того, педагогика как наука начиналась именно с теории обучения. Свое систематическое изложение она получила в «Великой дидактике» (1632 – чеш. яз., 1657 – лат. яз.) Я. А. Коменского (1592–1670): «Амос Коменский в «Привете читателям» «Великой дидактики» говорит, что дидактика значит «искусство учить», что в недавнее время некоторые выдающиеся мужи, сжалившись над сизифовой работой школ, приступили к изысканию этого искусства, но попытка их, равно как и успех ее, были неодинаковы… Коменский был знаком с трудами перечисленных своих предшественников и современников, но не остался ими совершенно доволен, а потому решился сам, оставив в стоpoнe чужие мысли, изобретения и наблюдения, рассмотреть дидактическое дело заново и исследовать причины, методы и цели искусства обучения» (П.Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. – С. 272-273).
Наука дидактики появилась именно тогда, когда пришло её время, т.е. когда возникло массовое обучение и появилась потребность в научном осмыслении и обобщении правил, норм и методик обучения и формулирования их закономерностей. Программу и содержание дидактики Я.А. Коменский изложил в названии своего основного произведения: «Великая дидактика, содержащая всеобщее искусство всех учить всему, или верный превосходный способ учреждения во всех общинах, городах и селах любого христианского государства таких школ, в которых бы все юношество обоего пола, без всякого где бы то ни было исключения, обучалось наукам, совершенствовалось в нравах, исполнялось благочестия и таким образом в юношеские годы могло научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни» (Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2–х т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1982. – С. 242).
4. Обучение составляет ядро закона природосообразности: «Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Это – главный, высший закон всякого обучения. Если возможно доказать, что известный способ обучения, метод и т.п. является природосообразным, то этим уже доказана его правильность» (Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – С. 136).
5. К обучению апеллируют при ответе на вопросы «как учить?», «как формировать?», «как развивать?», связывая его с методами и формами педагогической деятельности и, тем самым, придавая всей педагогике статус технологии. Технологизация педагогики (сегодня в виде «информационно-коммуникативных технологий» и иных инновационных разработок) восходит к Я.А. Коменскому, который рассматривал свою «Великую дидактику» в качестве универсальной обучающей машины, «дидактической машины», овладев которой, любой учитель, независимо от личных качеств и профессионализма, сможет быть отличным учителем.
6. Деятельность человека как субъекта обучения, формирования, становления и развития себя как социального существа, как личности и как индивидуальности составляет суть закона самодеятельности.
Tags: Булкин, дидактика, обучение, педагогика, понятия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments